Балабақшамыздың инновациялық технологиялары » ГУ "Специальный (коррекционный) ясли сад №2 для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями развития)"
Алматы қаласы Білім басқармасының
«Ақыл-есінің дамуы қалыпты жетілмеген даму ерекшелігі жетілмеген балаларға арналған арнайы №2 бөбекжай-балабақшасы»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Меңгеруші :
+7(727) 381-08-91
Әдіскер:
+7(727) 381-07-47
Нашар көрушілер
нұсқасы
07
қараша
2022

Балабақшамыздың инновациялық технологиялары

Біздің мектепке дейінгі мекеменің басты мақсаты – ерекше білім беруді қажет ететін балалардың жан-жақты дамуына қолайлы жағдай жасау. Міне, тапсырмалар:
Инновациялық технологияларды пайдалана отырып, жоғары сапалы түзеу көмегін көрсету;
Мұғалімдердің кәсіби деңгейін көтеру;
Балалардың жайлы тұруы және тез бейімделуі үшін пәндік-дамытушы ортаны жақсарту;
Осы мақсаттарға жету үшін ұстаздарымыз үздіксіз білім мен шығармашылық ізденіс үстінде.
Әр баланың жеке ерекшеліктерін ескере отырып, маман түзету жұмыстарында қажетті әдістер мен технологияларды таңдап, қолданады.
Сонымен, мен сізге біз қолданатын әдістер мен инновациялық технологиялар туралы толығырақ айтып беремін:

1. Мультимедиялық білім беру бағдарламалық құралы EduQuest (EduQuest) – технология мектеп жасына дейінгі балаларға арналған. Біз бұл мультимедиялық кешенді 2020 жылдан бері пайдаланып келеміз. Бұл бала өз бетімен басқара алатын бай демонстрациялық материалы бар шағын компьютер. Бұл кешен маңызды танымдық құзыреттіліктерді, ойлауды, моториканы, кеңістікті бағдарлауды дамытуға бағытталған, сонымен қатар көру және есту есте сақтау қабілетін дамытуға ықпал етеді.


2. Әр топта интерактивті тақта және ноутбук – мұғалімдеріміз күнделікті жұмыс істейтін және пайдаланатын міндетті құрал – «Ойна және өс – бұл ашық және түрлі-түсті сабақтар» интерактивті оқу-білім беру ойындарының бағдарламалық-дидактикалық кешені. Балалардың қозғалысын оқитын Kinect сенсоры. Бұл технологияның арқасында балалар енді мониторда отырмайды, олар экраннан алыстап, көру қабілеті мен қалпын бұзбайды. Жылжымалы сыныптар мұғалімге жұмыста жаңа мүмкіндіктер береді, ал балаларда эмоционалдық серпіліс тудырады, танымдық белсенділікті арттырады, ойлауды, есте сақтауды, үйлестіруді және қиялды дамытады.

3. Интерактивті құмсалғыш «Арал» - Бұл кеңейтілген шындық технологияларының көмегімен кәдімгі құм көлдер мен таулармен, жанартаулармен және аңғарлармен жер бетіне айналатын кешен. Бұл технологияны психолог жиі қолданады, мысалы, бейімделу және әлеуметтену кезеңінде. Бала құмда қоршаған әлемді жасайды және оны өзгертеді. Құммен өткізілетін сабақтар есте сақтауды, тактильді сезімталдықты, ойлауды дамытуға ықпал етеді, қолдың ұсақ моторикасын дамытады.Құммен қызықты іс-әрекеттер баланың психикалық және эмоционалдық дамуына жақсы әсер етеді. Құм терапиясы баланы демалуға, тыныштандыруға және қызықтыруға мүмкіндік беретін ерекше сиқырлы күшке ие.

4. Smart айна – аналогы жоқ жаңа құрал. Ақылды айна логопедтің, дефектологтың, психологтың және тіпті мұғалімнің түзету жұмысын жеңілдетеді, бұл сөйлеу, когнитивті және эмоционалдық дамуында проблемалары бар балалармен түзету жұмысының құралы. Сабақтар сөйлеу ақауларын түзетуге және жоюға арналған.

5. Көпфункционалды дамушы орта «Күлгін орман» Бұл Вячеслав Вадимович Воскобовичтің авторлық техникасы, ол жоғары тиімді және қолжетімді. «Күлгін орман» - кілемнің портативті модульдік элементтері. Мұндай дамып келе жатқан орта біздің балабақшаның әр тобында бар. Біздің мұғалімдер өз сабақтарына киізден қосымша элементтерді өз бетінше жасайды. Бұл объектілік-кеңістіктік орта қауіпсіз, қолжетімді, трансформацияланатын, көп функциялы.

6. «Үкі үйі» сенсорлық-динамикалық кешені.Бұл кешен мінез-құлқы бұзылған және аутизммен ауыратын балаларға арналған сенсорлық интеграцияның заманауи инновациялық технологиясы мен әдісі. Балаларымыздың сенсорлық интеграциясы бұзылғандықтан, бұл технологияны қолдану баланың қимыл-қозғалысын бақылауды жақсартады. Тепе-теңдікті және координацияны сақтау мидың екі жарты шарының жұмысын белсендіреді және баладағы шиеленісті жеңілдетеді.

7. Сондай-ақ стресстен арылуға арналған «Снузлин» сенсорлық бөлмесі бар. Аутизммен ауыратын балалардың мінез-құлық сипаттамасы үш негізгі аспектіні қамтиды. Бұл әлеуметтік қарым-қатынастың жеткіліксіздігі, қарым-қатынастың бұзылуы, сенсорлық қабылдаудың бұзылуы. Ал сенсорлық қабылдауды дамытуға көмектесетін тәсілдердің бірі - Snooselyn ортасын құру. Бұл бөлме аутизмі бар балалардың қажеттіліктерін қанағаттандыруға және олардың сенсорлық қабылдауын дамытуға арналған сенсорлық ынталандырудың кең спектрін ұсынады. Ол стрессті азайтады және осылайша әртүрлі әрекеттермен айналысады.

8. М.Монтессори әдісі бойынша объектілік-кеңістіктік аймақтар. Өздеріңіз білетіндей, барлық дидактикалық материалдар аймақтарға бөлінген.

9. Gyenesh Logic Blocks - Gyenesh Cubes 48 түрлі геометриялық фигуралардың жиынтығы болып табылады, олардың барлығы қасиеттері бойынша ерекшеленеді: пішіні (дөңгелек, шаршы, үшбұрышты, тікбұрышты), түсі (қызыл, сары, көк), өлшемі (үлкен және кішкентай) және қалыңдығы (жуан және жіңішке) Жиынның өзі балалардың іс-әрекетіне арналған таңғажайып алаң. Gyenesh блоктарымен сабақ барысында бала объектілердің қасиеттерін анықтауға және абстракциялауға, салыстыруға, жіктеуге және жалпылауға үйренеді, логикалық әрекеттер қабілетін дамытады.

10. Кюйзенер таяқшалары – бұл оқу құралы жиынтық, реттілік және сәйкестік сияқты абстракциялық ұғымдарды визуалды-тактильді меңгеруге негізделген.Таяқтар жиынтығы әртүрлі дағдыларды дамытуға мүмкіндік береді. Куйзенер таяқшалары бастапқыда балаларды математиканы ойын түрінде оқытуға арналған болса да, әдістеменің сипаттамасы оларды басқа дамытушылық әрекеттерде қолдануға мүмкіндік береді.

11. «PECS» балама байланыс жүйесі байланыс үшін суреттер (pecs карталары) пайдаланылатын Байланыс суретін алмасу жүйесі болып табылады. Оқытудың бұл түрі сөйлеу және коммуникация проблемалары бар аутист балаларға түсінікті. Психикалық дамуы тежелген, церебральды сал ауруы, кереңдігі бар балаларға да тиімді. Жүйенің негізгі мақсаты баланы белсенді әрекеттерге баулу: қажетті суретті табу; серіктестің назарын аудару; картаны қалаған затқа ауыстырыңыз. Әрбір бала үшін суреттерді жеке таңдау ең көрнекі байланыс жасайды. ASD бар балалар жанасудың мағынасын түсінбейтіндіктен, маманның мақсаты - бұл процесті саналы ету.

Ұсынылған барлық инновациялық технологиялар білім беру стандарттарына сәйкес келеді және сарапшылар мектепке дейінгі білім беру ұйымдарында пайдалануға ұсынылады.
Балабақшамыздың тәжірибесінен балалармен түзету жұмыстарында осы инновациялық әдістер мен технологияларды қолдану оқу-тәрбие процесінің сапасының тиімділігін арттырады.



Главная цель нашего дошкольного учреждения – это создание благоприятных условий для всестороннего развития детей с ООП. Отсюда вытекают задачи:

Оказывать качественную коррекционную помощь через применение инновационных технологий;

Повышать профессиональный уровень педагогов;

Улучшать предметно-развивающую среду для комфортного нахождения и быстрой адаптации детей;

Для достижения этих задач наши педагоги находятся в постоянном обучении и творческом поиске. 

С учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, специалист подбирает и применяет необходимые методики и технологии в коррекционной работе.

  1. Мультимедийное обучающее программное обеспечение EduQuest (ЭдуКвест)- технология рассчитана на детей дошкольного возраста. Мы применяем этот мультимедийный комплекс с 2020 года. Это мини компьютер с насыщенным демонстрационным материалом, которым ребенок может управлять самостоятельно. Это комплекс направлен на развитие важных когнитивных компетенций, мышления, моторики, пространственной ориентации, а также способствует развитию зрительной и слуховой памяти.
  2. В каждой группе имеются интерактивная доска и ноутбук- обязательное оборудование, с которыми наши педагоги работают ежедневно и используют -программно-дидактический комплекс интерактивных развивающих и обучающих игр «Играй и Развивайся– это яркие и красочные занятия с использованием датчика Kinect, который считывает движения детей. Благодаря этой технологии дети больше не сидят у монитора, они находятся далеко от экрана и не портят зрение и осанку. Подвижные занятия дают педагогу новые возможности в работе, а у детей вызывают эмоциональный подъем, повышают познавательную активность, развивают мышление, память, координацию, воображение.
  3. Интерактивная песочница «Островок»- Это комплекс, в котором с помощью технологий дополненной реальности, обычный песок превращается в земную поверхность с озёрами и горами, вулканами и долинами. Данную технологию чаще всего использует психолог, например в период адаптации  и социализации. Ребёнок создает на песке окружающий мир и меняет его. Занятия с песком способствуют развитию памяти, тактильной чувствительности, мышления, развивает мелкую моторику рук.Увлекательные занятия с песком положительно сказываются на умственном и эмоциональном развитии ребенка. Песочная терапия обладает особой магической силой, которая позволяет расслабить, успокоить и заинтересовать ребенка. 
  4. Умное зеркало –новый инструмент, который не имеет аналогов. Умное зеркало облегчит коррекционную работу логопеду, дефектологу, психологу и даже воспитателю, это инструмент для коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в речевом, когнитивном и эмоциональном развитии. Занятия разработаны с целью коррекции и устранения дефектов речи. Они развивают артикуляцию, произношение звуков, обогащают лексические темы. В нем ребенок видит одновременно своё отражение и волшебный̆ мир, в котором живут сказочные персонажи. Герои сопровождают по зеркальному миру, дают задания и выполняют их вместе. При верном выполнении задания ребенок получает одобрение персонажа в зеркале. В это же время, специалист на своем компьютере может скорректировать процесс занятия, учитывая индивидуальные возможности ребенка, создать занятия на любые лексические темы с помощью загруженныхфото/видео материалов.
  5. Многофункциональная развивающая среда «Фиолетовый лес».Это авторская методика Вячеслава Вадимовича Воскобовича, которая отличается высокой эффективностью и доступностью. «Фиолетовый лес»- это переносные модульные элементы из ковролина. Такая развивающая среда имеется в каждой группе нашего детского сада. Наши педагоги самостоятельно изготавливают дополнительные элементы из фетра для проведения своих занятий. Данная предметно-пространственная среда является безопасной, доступной, трансформируемой, многофункциональной. Эту технологию возможно использовать в таких разделах как: «Ознакомление с окружающим миром», «Формирование математических представлений», «Развитие речи», «Конструирование».«Фиолетовый лес» развивает у ребенка познавательный интерес, воображение, память и мышление, формируется представление об окружающем мире, развивается мелкая моторика.
  6. Сенсорно-динамический комплекс «Дом совы».Этот комплекс является современной инновационной технологией и методом сенсорной интеграции для детей с нарушениями поведения и аутизма. Так как наши дети имеют нарушения сенсорной интеграции, использование этой технологии  способствует улучшению контроля движений ребенка. Поддержание баланса и координации активирует работу обоих полушарий головного мозга и снимает напряжение у ребенка. 
  7. Также имеется сенсорная комната «Снузлин» для снятия напряжения. Поведение, характерное для детей с аутизмом, включает в себя три главных аспекта. Это недостаточность социальных взаимодействий, нарушенная коммуникация, нарушенное сенсорное восприятие. И один из подходов, который может помочь с развитием сенсорного восприятия, это создание окружающей среды «Снузлин». Данная комната предоставляет широкий спектр сенсорной стимуляции, которая направлена на то, чтобы отвечать нуждам детей с аутизмом и развивать их сенсорное восприятие. Это снижает напряжение и тем самым вовлекаются в различные виды деятельности.Оборудование может включать в себя:Визуальная стимуляция (зрение) - Проектор с изображениями, вызывающими воспоминания, Пузырьковые трубки.Слуховая стимуляция (звук) - Записи с релаксирующими звуками, Вибрирующий звук от оборудования, музыка.Обонятельная стимуляция (запах) - Ароматерапия, знакомые ароматы или запахи, что может снизить уровень беспокойства ребенка.Тактильная стимуляция (прикосновение) - Вибрирующие подушки и матрасы, утяжеленные одеяла с различными текстурными поверхностями.Вестибулярная стимуляция (движение) - Кресла-качалки, лошадки-качалки. Растяжки и вытягивание.


8. Предметно-пространственные зоны по методике М.Монтессори. Как известно, все дидактические материалы распределяются по зонам:Сенсорная зона, в которой расположены материалы по развитию чувств;Математическая зона, содержащая материалы по развитию математических способностей;Речевая зона, включающая в себя материалы по развитию речи, а также материалы по космическому воспитанию, центральная идея которого, познание человека во всем многообразии и сложности;Хозяйственная зона, содержащая материалы необходимые для упражнений в практической жизни.Внутри каждой зоны материал должен располагаться в соответствии с принципом от простого к сложному. Данные зоны доступны нашим детям и каждый ребенок имеет право  самостоятельного выбора игр.
9. Логические блоки Дьенеша- Кубики Дьенеша - это набор из 48 разных геометрических фигур, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, желтые, синие), размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие).Сам по себе набор – потрясающее поле для деятельности детей. В ходе занятий с блоками Дьенеша ребенок учится выявлять и абстрагировать свойства предметов, сравнивать, классифицировать и обобщать, развивает способности к логическим действиям. 
10.Палочки Кюизенера- данное пособие основывается на наглядно-тактильном освоении понятий абстракции, таких как множество, упорядоченность и идентичность.Набор палочек даёт возможность развивать различные навыки. Хотя палочки Кюизенера изначально были предназначены для обучения детей математике в игровой форме, описание методики допускает применение их при проведении других развивающих занятий. 


11.Альтернативная система коммуникации «PECS» это Коммуникационная Система Обмена Изображениями, где для общения используют картинки (карточки pecs). Такой вид обучения понятен аутичным детям с речевыми и коммуникационными проблемами. Он эффективен и для детей  с ЗПР, ДЦП, глухотой. Главная цель системы – побудить ребенка к совершению активных действий: найти необходимую картинку; привлечь внимание партнера; обменять карточку на нужный предмет. Индивидуальный подбор картинок для каждого ребенка создает максимально наглядную коммуникацию. Поскольку дети с РАС не понимают смысла самого контакта, цель специалиста – сделать этот процесс осознанным.


Все представленные инновационные технологии соответствуют образовательным стандартам и рекомендованы экспертами к использованию в дошкольных образовательных учреждениях. 

Из опыта  работы нашего детского сада, применение этих инновационных методик и технологий в коррекционной работе с детьми повышает эффективность качества воспитательно-образовательного процесса.